Тьен (Вьетнам), Дзен (Япония), Чань (Китай), Сун (Корея)Искусство Дыхания


     В разных странах практики искусства дыхания насилии общие названия, в Китае их называли  «Чань», когда имелся в виду смысл духовного развития, в школах боевых искусств данные практики могли называться нейгун (внутренняя работа) когда с помощью их взращивались качества необходимые в бою, во Вьетнаме данные практики называют Тьен.  Мы называем их японским  словом   Дзен, так как именно под этим названием о них лучше всего знают европейцы. 

 

     Так  что же из себя, представляют эти практики?  Первое, над чем начинают работать, это положение  тела, дыхание и контроль психики.   Правильное положение тела позволяет добиться комфорта который необходим при работе над остальными аспектами практики, то есть если ваше тело не находится в удобном положении то дыхание и психика не будут уравновешенны  и практика в таком состоянии будет бесполезной.   Второй аспект это дыхание, так как мы не можем управлять всеми внутренними процессами, но управляем дыханием, которое непосредственно влияет на эти процессы. Таким образом, дыхание является важнейшим инструментом в психофизической практике.  Научные эксперименты ясно продемонстрировали следующее: что дыхание является средством, с помощью которого ум может установить сознательный контроль над метаболическими процессами и телом. Этот процесс вызывается и одновременно стимулирует управление переключением с парасимпатической нервной системы на симпатическую и балансировку полушарий мозга. Развитие особых ментальных, психических и физических способностей, которыми славятся некоторые  мастера Дзен, главным образом, связаны со способностью управления дыханием и связанными с этим возможностями.

 

     Глубина и непрерывность дыхания (в котором отсутствуют учащенность и резкость), позволяет  избегать  чрезмерного износа организма  наблюдаемого при поверхностном и учащенном дыхании.  Для иллюстрации полезности глубокого  с уменьшением частоты дыхания можно воспользоваться следующим примером: собака-человек-черепаха. Собаки дышат быстро (26-18 вдохов-выдохов в мин.), потребляют больше кислорода, и погибают в течение 15 лет; человек дышит медленнее (в среднем 15 вдохов – выдохов в мин.), потребляя меньше кислорода, и живет в среднем 70 лет; черепахи дышат медленно (4-6 вдохов – выдохов в мин., а водные делают задержки дыхания в среднем на 20 мин.) ,  получая мало кислорода, и живут 200 лет. Хотя пример и недостаточно научен но факт остается фактом. Практикующие Дзен могут снижать частоту дыхания даже ниже частоты дыхания черепахи.

 

     Но самым важным аспектом практики является контроль  нашей психики, ума, эмоций. Опять же это не состояние вялости и флегматичности, а отсутствие     напряжения в психике и чрезмерных эмоциональных всплесков. Расслабление психики позволяет установить сознательный контроль над негативными, стрессовыми эмоциональными внутренними состояниями и внешними воздействиями. Это позволит проявиться и развиться приятным эмоциям и мощному сознанию, что влечет за собой состояние глубокого внутреннего покоя и расслабления. Что делает восприятие жизни более насыщенным и глубоким. Согласно научным исследованиям  у человека практикующего медитацию частота колебания электромагнитных волн головного мозга понижается ниже 5 Гц  (40-15 Гц. состояние бодрости, 3-2 Гц. состояние глубокого  сна), а как показывают исследования именно в это время его творческое мышление освобождается, результатом чего могут быть множество плодотворных идей  (Менделеев  изобрел таблицу  химических элементов во сне и т.д.).

 

     Также хочется подчеркнуть, что  тело, дыхание и психика являются взаимосвязанными, так без  контролируемого расслабления тела  невозможно расслабление (успокоение, углубление и т.д.) дыхания, без глубокого, мягкого дыхания невозможно уравновесить психику, без уравновешенной психики невозможно расслабление тела.    

 

     Особенно важным является влияние Дзен на наш ум и психику.  Во время практики мы активно наблюдаем за своим телом, своими эмоциями и ощущениями, своими мыслями мы учимся контролировать и понимать себя.  В результате практики нам открывается наш внутренний мир, который всегда был с нами, но мы на него никогда не обращали внимания.  Ведь обычный человек обращает внимание на свой организм тогда, когда тот уже дает явный сигнал об опасности, в виде выраженных симптомов заболевания, а их можно предупредить задолго до того, как заболевание приобрело явно выраженный характер, обратив внимание на тонкие ощущения в организме (медики подтверждают, что лечить заболевание на ранней стадии гораздо проще).   Практик начинает ощущать влияние внешней среды на свой организм, психику, ум, в соответствии  с   этим  вносит изменение в свою жизнь, которые позволяют  более гармонично взаимодействовать с внешней средой.  Таким образом,  Дзен становится искусством жизни. 

 

     Практикуя Дзен , в отличии от  людей занимающихся спортом и ставящих задачу изменить тело увеличив мышечную  массу, мы наоборот стараемся избавиться от всего лишнего – мышечных зажимов, рассеянности, негативных эмоций накопившихся в нашем теле и психике. Таким образом, мы пытаемся достичь состояния естественности нашего тела, избавится от всего, что появилось в нас в результате негативных эмоций, неправильного питания, несбалансированной половой жизни, негативного воздействия социума, вредных привычек и  т.д., то есть мы стремимся стать  такими, какими мы должны быть. Тренировки должны быть постоянными, как солнце, которое каждое утро восходит и вечером заходит, недолжно    быть резких перепадов в практике, так как резкие изменения в природе сильный ветер, цунами, молнии  приводят к разрушениям,  а постоянство и регулярность  дают рост.  Наше тело как сад, если в саду будет резкий перепад температуры,  длительная засуха    или наоборот потоп, сад погибнет. А если температура будет равномерной и умеренной, если поливать регулярно и в достаточном без излишеств количестве, то сад будет расти. Такой и должна  быть наша практика Дзен.



Суть медитации. Любое действие может быть медитацией

Мы – это центр нашего мира, а самый простой и эффективный способ изменить мир – изменить себя.

Медитация не меняет внешний мир и повседневную жизнь. Занимаясь медитацией, вы можете заниматься любыми делами из вашей повседневной жизни, но медитация меняет само отношение и к миру и жизни.

Даже в самых обычных ваших делах откроются новые, скрытые ранее грани.

Медитация – это путешествие внутрь себя, чтобы изменить собственные качества. Мы продолжаем жить точно также, но практика медитации меняет наш стиль действий. Медитация – это не действие, медитация – это то, что приносит в действия гармонию. Медитативные люди всегда выделяются особой грацией и аурой спокойствия среди суетливого мира.

 

Перед тем как продолжить, хочется рассказать одну притчу:

 

Притча о медитации

Однажды один гуру путешествовал по арабской стране. Ему очень хотелось посетить город, где обитало множество достойных людей, однако как только он приблизился к воротам, его остановили стражи и вручили ему стакан молока. Тем самым они дали ему понять, что в городе итак достаточно достойных людей и без его присутствия, но гуру не растерялся и положил лепестки розы на молоко, тем самым украсив напиток.

Стражи поняли его и пропустили гуру, поприветствовав его. Если вы думаете, что ваша жизнь – это нечто сформированное и в ней нет места для медитации, то представьте, что медитация – это и есть лепесток розы, который способен украсить любой стакан с молоком, ведь медитация способна полностью поменять качество жизни.

Когда говорится, что любое действие может стать медитацией, не имеется ввиду, что действие – это медитация. Это значит, что в любое процесс своей жизнедеятельности вы можете «внедрить» медитацию. Многие думают, что медитация возможна только в варианте напевания мантр в позе лотоса, среди свечей и аромаламп. Это не так.

 

Суть медитации

Медитация – это любое осознанное действие. Осознанность – это пребывание в настоящем. Многие думают, что они итак находятся в настоящем, но в действительности мозг постоянно занят либо пережевыванием прошлого, либо мыслями о будущем. #Медитация – это наслаждение настоящим, а чтобы наслаждаться настоящим, нужно быть в нем.

Например, вам захотелось съесть пирожок. Вы идете в ближайшую кондитерскую, а по пути думаете о том, какой пирожок на вкус, как он выглядит и каким он будет вкусным. Ваш ум занят будущим, а потому вас нет в настоящем, а если бы вы были в нем, то могли бы насладиться и самим процессом передвижения из дома в кондитерскую.

Когда же вы доходите до кондитерской и покупаете пирожок, вы перестаете о нем думать. Мозг уже занят чем-то другим, ваше внимание захватывают новые желания, вы не наслаждаетесь вкусом пирожка и едите его автоматически. Вас снова нет в настоящем. Медитация – это способность быть в настоящем. Когда вы идете, вы идете, а когда вы едите, то вы едите. Это кажется простым, но попробуйте попрактиковать такой образ жизни и вы заметите, как вы постоянно «соскакиваете», то в прошлое, то в будущее, то есть в то, чего либо уже нет, либо еще нет. Таким образом вы сами перестаете быть осознанными и перестаете Быть.

Соскакивание в прошлое и будущее осуществляется при помощи мыслей. Мы привыкли отождествлять себя со своими мыслями, но на самом деле мы – это не наши мысли. Все это миф. Все мысли приходят извне. Мы не можем запретить мыслям посещать нас, но мы можем не обращать на них внимание. Если вы не вовлекаетесь в процесс мышления, то он перестает быть над вами властен. Если вы просто наблюдаете за своими мыслями, а не отождествляете себя с ними, вы можете постоянно пребывать в настоящем, заниматься повседневной деятельностью и находиться в состоянии медитации

 

Со временем мы становимся всего лишь свидетелями наших мыслей, но не участникам их, а потому они перестают нас беспокоить. Чем более успешно вы научитесь отстраняться от собственных мыслей, тем меньше вы будете страдать.

 

Практика медитации в повседневной жизни

Чтобы развить такое умение по началу, можно пробовать следить за своими мыслями в положении сидя, с закрытыми глазами. Со временем можно начинать переносить эту практику в повседневную жизнь. Постепенно вы научитесь понимать свой ум и его игры, в процессе этой практики вы обнаружите, как ум будет захватывать вас снова и снова.

Любое действие можно превратить в медитацию. Начните с того, что вам нравится делать. Например, когда вы слышите что-то, вы фокусируетесь на этом. Это происходит автоматически и неосознанно. Это работа ума. Попробуйте услышать все звуки, не выделяя какой-либо из них, и станете ближе к состоянию медитации.

Точно также со зрением. Когда мы смотрим, мы выделяем что-то одно. То, что интересует наш ум. Попробуйте охватить своим взглядом все, что попадает в ваше зрение, не сосредотачиваясь на чем-то одном и вы поймете какой огромный спектр имеет на самом деле наше зрение.

Мы всегда пытаемся выразить все в словах. Каждая вещь имеет свой аналог в мире слов. Это тоже работа ума. Попытайтесь посмотреть на вещи, не называя их. Посмотрите на все как ребенок, который видит все впервые. Как только вы начинаете смотреть на вещи, а не названия в своем уме вы начинаете медитировать.

Вот одна практика, которую можно делать в условиях города. В любом большом городе очень много текстов. Это могут быть вывески или реклама, или объявления, что угодно. Но ведь буквы – это просто символы. Чтобы они стали словами, нужно чтобы мозг интерпретировал их в слова. Представьте, что вы ребенок, который не умеет читать и попробуйте смотреть на слова не читая их и вы увидите насколько вы привыкли быть в своем уме и в своих мыслях.

 

Можно стать свидетелем своего мышления, собственного дыхания, желания, чего угодно. чем глубже становится наша свидетельственность, тем больше мы становимся осознанными и самое главное правило для медитации – бдительность. Не важно, что мы делаем, важно быть бдительными в этом.